Методические рекомендации. Урок № 2. Культура и религия

Цель занятия:
дать представление о религии, культуре, православной культуре.

Задачи урока:

  1. сформировать представление о том, что ученики будут изучать в данном курсе;
  2. познакомить с происхождением слова «православие», значением слов «культура» и «религия»;
  3. расширить словарный запас школьников;
  4. сформировать представление о содержании курса ОПК.

Советы учителю:
В программе тема второго урока модуля ОПК курса ОРКСЭ сформулирована так: «Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия». Данную тему раскрыть на одном уроке, да еще учащимся 4 класса не представляется возможным из-за перегруженности содержания сложными понятиями. Тем более, чтобы раскрыть особенности восточного христианства, необходимо знать сущность восточного и западного христианства. Поэтому авторы различных учебных пособий отходят от сформулированной темы и по-разному, формулируют тему второго урока: «Культура и религия» (издательство «Просвещение»), «Духовные ценности человечества. Культура и религия» (издательство «Дрофа»)…
Этот урок – начало обретения школьниками духовно-нравственного стержня своей души. Поэтому на этом и последующих уроках очень важно формировать не только знание, но и их отношения, ценностные ориентации.

Большое внимание необходимо уделить не только сообщению той или иной информации, пусть даже очень важной и красиво прописанной в учебном пособии, а поиску детьми ответов на вопросы и высказывания своего отношения к фактам, явлениям, ситуациям.

На уроке формируется представление о понятиях «культура», «религия», «духовные ценности», поэтому не стоит вводить определений данных понятий. Важно, чтобы ученики на конкретном уровне понимали значение этих слов. Они должны понимать, что культура слагается из самых разнообразных сторон жизни: организации уклада, философии, литературы, музыки, искусства, техники, политической жизни, науки и т.д. В связи с этим в процессе изучения курса следует рассматривать каждую тему многоаспектно, постепенно акцентируя внимание ребенка в доступной форме на связи и взаимозависимости духовных, душевных и телесных сил человека, его взаимодействия с людьми, природой. Необходимо готовить разум и душу ребенка к ответственному отношению к жизни природы, к собственной жизни в области духовной, социальной, трудовой, научной и культурно-творческой деятельности.

И самое главное, чтобы они поняли, чему посвящен данный курс, что они познают и примут в свой внутренний мир, в свое сердце. В процессе данного и последующих уроков дети рассматривают иллюстрации художественных полотен, иконы, архитектурные сооружения, слушают духовные песнопения, читают классические литературные произведения, отрывки из Библии для детей. Они высказывают свое мнение по предлагаемым ситуациям и вопросам.

По ходу урока на доске или в презентационном материале фиксируются главные идеи урока.

Рекомендации по работе с презентацией:

Слайд 2: По нажатию левой клавиши мышки по мере рассказа учителя дополняется схема: «происхождение и смысл слова «Православие».
Слайд 4: По нажатию левой клавиши мышки по мере рассказа учителя дополняются качественные характеристики Бога – Творца.
Слайд 5: сохраняется в ходе чтения текста о сотворении мира. 
Слайд 6: мультимедийная зарисовка используется для обобщения материала о сотворении мира (начало фильма нажать левую клавишу мышки два раза, окончание фильма – нажать левую клавишу мышки один раз, для перехода на другой слайд – вывести курсор за пределы поля видеофильма и нажать левую клавишу мышки один раз).

Слайд 8: Для введения звуковой дорожки навести курсов на колокольчик и нажать левую клавишу мышки один раз.
Слайд 9: На данном слайде демонстрируется прославление Бога и стихами и песнями. Необходимо сразу запустить звуковую дорожку и на фоне вступления к песни прочитать фрагмент стихотворения Федора Сологуба, далее звучит фрагмент песня «Слава Богу за все…» в исполнении самарской певицы Юлии Славянской.
Слайд 13: Зафиксирован первый итог обсуждения с детьми, что они будут изучать на уроках ОПК.
Слайд 15: Зафиксирован второй итог обсуждения с детьми, что они будут изучать на уроках ОПК.
Слайд 17: Зафиксирован третий итог обсуждения с детьми, что они будут изучать на уроках ОПК. Фото-ряд свидетельствует о добрых делах школьников Красноармейского района Самарской области – приведение в порядок сельского погоста (кладбища).
Слайды 19-21: рассказ учителя ведется на фоне молитвы «Хвалите Имя Господне».
Слайд 19: обратиться к ученикам с вопросом назвать имена литераторов, художника и композитора. После ответов учеников появляются их ФИО.
Слайд 20: Имена ученых малоизвестны ученикам 4 класса. Можно сразу сообщить им о том вкладе, который они сделали в науку.
Николай Иванович Пирогов, известный хирург, педагог.
Николай Иванович Вавилов – советский генетик, растениевод, географ, создатель современных научных основ селекции, учения о мировых центрах происхождения культурных растений…
Сергей Павлович Королев – генеральный конструктор космических кораблей: первый полет ракеты, первый полет человека (советский учёный, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположник практической космонавтики.) …
Иван Дмитриевич Папанин – полярник, исследователь Арктики (советский исследователь Арктики, доктор географических наук, контр-адмирал, дважды Герой Советского Союза).
Слайд 22: Предлагается два понимания культуры: узкий и широкий смысл. Культура – латинское слово cultura, переводится как возделывание земли, воспитание, образование.
Под культурой в самом общем смысле понимается та составляющая среды обитания общества, которая создана усилиями самого человека в материальной, духовной и интеллектуальной области.
В культуру в таком широком понимании входят наука, технология и техника, в том числе и бытовая, организация общественной жизни, искусство, литература. Культура как данность рукотворная, искусственная, с одной стороны, и природа как естественная данность, с другой стороны, вместе образуют окружающий нас мир.
Слайд 23: перечень качеств человека появляются по щелчку левой клавишей мышки.
Слайд 26: Итог урока.

Оборудование. Учебник “Основы православной культуры” (авт. Кураев А.В.); презентационный материал, компьютер.