12 августа в храме в честь Собора Самарских Святых, расположенном на пересечении улицы Советской Армии и Московского шоссе, состоялся престольный праздник. Божественную Литургию возглавил митрополит Самарский и Сызранский Сергий, которому сослужили священники различных храмов и монастырей митрополии.
Празднование Собора Самарских святых было установлено10 октября 2004 года. В Покровском Кафедральном соборе Самары состоялась торжественная церемония прославления Собора Самарских Святых. Днём празднования Собора Самарских святых установлено 12 августа.
Храм находится вблизи парка имени Юрия Гагарина. Некогда здесь были дачи НКВД, на территории которых расстреляно и захоронено около 2,5 тысяч жертв безбожного и бесчеловечного режима, среди которых – множество православных людей: священников и мирян. Храм был открыт 31 марта 2010 года, его возведение стало данью благодарности мученикам, освятившим своими страданиями Самарскую землю. Он спроектирован в стиле московского барокко. Для него характерны центрические, ярусные храмы. Такие церкви отличаются живописностью и особой «радостностью» архитектуры. Замечательным примером «нарышкинского стиля» является Храм Воскресения Христова в Замоскворечье, послуживший прообразом храма в честь Собора Самарских Святых, который стал еще одним удачным примером использования принципов русской архитектуры в современном храмостроительстве.
С каждым днем сюда приходит все больше и больше детей, молодежи, жителей окрестных домов и студентов, чтобы помолиться, поставить свечу за близких, послушать церковное пение, колокольный звон.
Но больше всего верующих собирается здесь на престольный праздник. Вот и на этот раз, несмотря на будний день и 30-градусную жару, почтить память Небесных заступников нашего края пришли сотни самарцев и гостей города.
В своей проповеди митрополит Самарский и Сызранский Сергий, в частности, сказал: «История нашего богоспасаемого края неразрывно связана с именами православных святых, целым сонмом священномучеников, которые, принимая добровольную смерть, тем самым спасали свое Отечество, иначе оно давно бы исчезло с лица земли. Участие святых в нашей повседневной жизни трудно переоценить. Они для нас не только образец, а живые и действенные помощники наши. Поэтому труд по собиранию драгоценных подробностей жития наших подвижников, должен быть продолжен, и он будет продолжен».
…После крестного хода по традиции верующие направились к скорбному месту, где нашли свою смерть тысячи земляков. Сейчас здесь установлен памятник жертвам репрессий. Заупокойную литию у памятника возглавил митрополит Самарский и Сызранский Сергий. Затем для прихожан в самом храме был дан небольшой концерт духовной музыки.
Наша справка:
К Собору Самарских Святых причислено более двадцати угодников Божиих.
Народное предание связывает основание Самары с именем святителя Алексия, митрополита Московского, который пророчески произнес на берегу реки Самара: «На сем месте будет и город Самара, в котором просияет благочестие, и оный город никогда и никем разорён не будет». Пророчество святителя Алексия исполнилось в 1586 году.
С городом Самара связано и имя митрополита Киевского и Галицкого Владимира. В Самарской губернии разразился голод, но Самаре был послан такой пастырь, который делал всё, что возможно для облегчения положения: «для блага народного первым пошёл к народу с крестом в руках, вразумляя народ, призывая к молитве и благоразумию, — первый обошёл холерные бараки, благословляя больных и призывая к молитве, к подвигу служения больным». В 1918 году Святитель Владимир погиб от рук большевиков в Киеве.
Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин был ректором Самарской Духовной Семинарии в 1902-1905 годах. В 1922 году святитель Вениамин и большая группа духовенства и верующих были привлечены к суду по ложному обвинению и преданы смерти.
К Собору Самарских Святых причислен и Анатолий (Грисюк), митрополит Одесский, с 1923 года архиепископ Самарский. Скончался в концлагере.
Время управления архиепископа Александра (Трапицына) – 1928-1933 годы – было самым тяжёлым для Самарской епархии, это было время уничтожения Православной Церкви. По групповому «делу архиепископа Александра (Трапицына)» были расстреляны и другие священники: Александр Иванов, Александр Органов, Василий Витевский, Вячеслав Инфантов, Иаков Алферов, Иоанн Смирнов, Иоанн Сульдин, Трофим Мячин. Похоронены они в общей могиле в Куйбышеве.
Алексий (Орлов), архиепископ Омский, в 1931 году был назначен епископом Сызранским, викарием Самарской епархии. Был осужден за «антисоветскую деятельность» и приговорён к расстрелу.
Августин (Беляев), архиепископ Калужский и Боровский, в 1930-1931 годах занимал Сызранскую кафедру. Подвергался кратковременным арестам по обвинению в «агитации против советской власти», отбывал наказание в концлагерях. Расстрелян в 1937 году.
Протоиерей Константин Сухов служил в Христорождественском храме села Царевщина, затем в Спасо-Вознесенском соборе города Бугуруслан, который тогда входил в Самарскую губернию. В 1918 году был взят солдатами за Божественной Литургией и расстрелян.
Иеромонах Нифонт (Выблов) с 1925 по 1930 годы служил в храме села Березовый хутор. В 1930 году был арестован и заключен в тюрьму города Сызрань, где скончался.
Александр Антонович Медем в 1930 году арестован по делу Сызранского епископа Августина (Беляева). Скончался от туберкулеза в тюремной больнице.
Преподобный Варсонофий Оптинский прославлен в соборе Оптинских старцев, родился и провёл детские годы в Самаре.
Протоиерей Александр Чагринский. С 1881 года был духовником Чагринского Покровского женского монастыря Самарской губернии. За время служения показал себя ревностным пастырем, утешавшим молитвой и наставлением сотни приходивших к нему людей. Имел от Господа дар чудотворения, известно более десяти чудесных исцелений в годы его жизни и в первые годы после смерти.
Пётр Чагринский – благочестивый мирянин на протяжении своей жизни отличался глубокой верой подлинным христианским смирением. Вёл аскетический образ жизни, был отмечен даром чудотворения, призывал людей стоять за православную веру и укреплял малодушных.