Информация об участии Самарской делегации в XXII Международных Рождественских образовательных чтениях «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, Современность, Будущее»

ROM 8729

ROM 8729
26 января 2014 года Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и Самарской и Сызранской епархией в рамках XXII Международных Рождественских образовательных чтений на базе Института международных социально-гуманитарных связей была проведена дискуссионная площадка «Основные направления деятельности православного научного сообщества по поддержке развития религиозного (православного) образования и освоения духовно-нравственной культуры народов России».

 

 В работе площадки приняли участие ученые, педагоги, методисты, магистранты, аспиранты, специалисты в области религиозного образования учреждений общего и высшего профессионального образования, представители религиозных организаций, а также другие специалисты, занимающиеся проблемами образования и науки, всего около 150 человек из разных регионов России: Москвы, Нижнего Новгорода, Самары, Санкт-Петербурга, Калининграда, Рязани, Оренбурга, Екатеринбурга, Иванова, Тамбова, Новосибирска, Перми и др.

     В работе дискуссионной площадки приняли участие 50 наших земляков, среди которых Амосов А.П., доктор физико-математических наук, профессор СамГТУ, член общественного совета при Самарской  митрополии, кураторы-преподаватели вузов-учредителей межвузовской кафедры теологии и истории религий, священники и педагоги. 

   Цель дискуссионной площадки: консолидация научного и педагогического сообщества и Церкви для решения проблем религиозного (православного) образования и освоения духовно-нравственной культуры народов России.

    Программа дискуссионной площадки включала работу Пленарного заседания и тематических секций.
Дискуссионная площадка прошла под председательством митрополита Самарского и Сызранского Сергия.
Ведущими дискуссионной площадки были архимандрит Георгий (Шестун), зав. кафедрой педагогики Самарской Духовной семинарии, доктор педагогических наук, действительный член Российской академии естественных наук РАЕН; Слободчиков Виктор Иванович, член-корреспондент Российской академии образования (РАО), доктор психологических наук, профессор; Журко Владимир Иванович, ректор Института международных социально-гуманитарных связей, кандидат исторических наук, профессор.

    Куратор — Шестакова Светлана Михайловна, координатор по научно-методической работе Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, кандидат философских наук.
Открывая Пленарное заседание, заведующий кафедрой педагогики Самарской Духовной семинарии, доктор педагогических наук, архимандрит Георгий (Шестун) указал на важность осуществления цивилизационной миссии Русской Православной Церкви для исторического развития народов и цивилизаций, значимость ее образовательного и воспитательного потенциала. Многие деятели Русской Православной Церкви имеют научные степени и звания, обладают большим педагогическим опытом, что является предпосылкой к объединению сил и возможностей научного сообщества и Церкви.

   Митрополит Самарский и Сызранский Сергий, обратившись к присутствующим с приветственным словом, подчеркнул, что неотъемлемой частью сферы образования должно стать приобщение молодежи к богословию как к великому наследию, способствующему сохранению и приумножению знаний, традиций, духовных, исторических и культурных ценностей стран и народов, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви. В своем выступлении Владыка Сергий обозначил проблемы, которые можно решить при условии консолидации научного, педагогического сообществ и Церкви.
Ректор ИМСГС, кандидат исторических наук, профессор В.И. Журко рассказал об обучении по магистерским программам по направлению подготовки «менеджмент» целевых групп, сформированных Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Представив результаты социологического исследования «Иерархия ценностных ориентаций молодежи», В.И. Журко указал на значимость воспитательной роли вуза, а также необходимость взаимодействия всех социальных институтов для формирования духовно развитой личности на основе православных традиций.
Катасонов Владимир Николаевич, заведующий кафедрой философии  Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия,  доктор философских наук обратил внимание участников дискуссии на  некоторые концептуальные философские идеи, которые необходимо рассматривать как «место встречи» богословия, философии и науки. В своем выступлении он остановился на задачах и возможностях сотрудничества научного сообщества и Церкви в рамках Общецерковной аспирантуры и докторантуры.
   

      Слободчиков Виктор Иванович, член-корреспондент Российской академии образования (РАО), доктор психологических наук, профессор, представил доклад на тему «Проблемы совместной деятельности научного сообщества и православной общественности». Профессор  заострил внимание присутствующих на основных направлениях совместной деятельности научного сообщества и Церкви.
   

     В рамках дискуссионной площадки работали три секции, руководителями которых были известные ученые и священники, среди которых архимандрит Георгий (Шестун), зав. кафедрой педагогики Самарской ессеминарии, действительный член РАЕН, доктор педагогических наук, профессор, архимандрит Вениамин (Лабутин), руководитель отдела религиозного образования и катехизации Самарской  епархии, кандидат богословия,  игумен Киприан (Ященко),  ректор Высших Богословских курсов при Московской Православной Духовной Академии, кандидат педагогических наук, протоиерей Димитрий Лескин, директор Православной классической гимназии г. Тольятти, зав. кафедрой теологии и истории религии Самарского государственного университета путей сообщения Слободчиков Виктор Иванович,  член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, Захарченко Марина Владимировна, профессор Санкт-Петербургской академии  постдипломного педагогического образования, доктор философских наук,  Петракова Татьяна Ивановна,  профессор Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук, Меньшиков Владимир Михайлович – зав. кафедрой теологии и религиоведения Курского государственного университета, доктор педагогических наук и другие.
 

   В центре внимания участников дискуссионной площадки находились проблемы воспитания подрастающего поколения, укрепления семьи и семейных ценностей, совершенствования системы образования и просвещения, привлечения внимания широких слоев населения к исторической роли богатейших культурных и духовных традиций Православия в формировании и укреплении российской государственности. В частности, обсуждались следующие вопросы:
    расширение участия Церкви в сфере духовно-нравственного воспитания;
    разработка педагогической концепции Русской Православной Церкви; 
    определение организационной модели консолидации православного научного сообщества, занятого в сфере православной педагогики, православной психологии и православной антропологии; 
    преодоление отрыва реальной практики духовно-нравственного воспитания от научных разработок в этой сфере;
    непрерывность православного образования (начиная с дошкольного и включая поствузовское);
    разработка понятийного аппарата православного образования и воспитания;
    подготовка преподавателей и воспитателей православного образования и духовно-нравственной сферы;
   создание образовательных программ для реализации целей и задач православного образования и  освоения духовно-нравственной культуры народов России.

      Итоги работы дискуссионной площадки были обобщены в резолюции:
«Новый Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», рассматривая Русскую Православную Церковь как субъекта образовательной сферы, предоставляет ей возможность участия в реализации основных образовательных программ любого уровня и направленности, расширяет сферу ее взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса: обучающимися, родителями, педагогами, органами управления образованием.
Все это требует разработки единого концептуального подхода к определению педагогического основания, общецерковной позиции в разнообразных вопросах педагогического обеспечения образовательной деятельности Церкви, Ее взаимодействия со всеми субъектами образования.

      В связи с этим участники дискуссионной площадки принимают следующие решения:
1.        Продолжить разработку Педагогической концепции Русской Православной Церкви. 
2.     Рекомендовать создание Общественного Ученого совета в качестве организационной структуры консолидации православного научного сообщества и Церкви по поддержке религиозного (православного) образования и освоения духовно-нравственной культуры народов России.
3.       Рекомендовать состав рабочей группы по созданию Общественного Ученого совета.
4.    Поручить рабочей группе разработать пакет нормативно-правовых и программных документов совместной деятельности сообщества и Церкви для представления Председателю Синодального Отдела религиозного образования и катехизации и после утверждения направить в митрополии, епархии. 
5.    Разработать план мероприятий по внедрению проекта  совместной деятельности православного научного сообщества и ОРОиК РПЦ по поддержке развития религиозного (православного) образования и освоения духовно-нравственной культуры народов России (включив создание постоянно действующего научного семинара при Отделе по вопросам православной педагогики, открытие рубрики «Научное сообщество в поддержку религиозного (православного) образования» на сайте Отдела, создание информационной базы обмена опытом православного научного сообщества по рассматриваемым вопросам, вопросы финансирования и другие)».

28 -29 января 2014 года Самарская делегация приняла участие в секционных заседаниях по основным  направлениям Чтений. 
   

     Под эгидой Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Матвеенко В.И., Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации,  Нарышкина С.Е., Председателя Государственной Думы проведены Рождественские парламентские встречи. Участниками встреч были руководители различных комитетов  Государственной Думы РФ, руководители комитетов Совета Федерации Российской Федерации, руководители и представители Синодальных структур Русской Православной Церкви, главы митрополий и епархий Русской Православной Церкви, члены Межрелигиозного Совета России, представители министерств Правительства Российской Федерации.

    Во время церковно-общественного диалога были обсуждены проблемы религиозного экстремизма, развития социального партнерства государства, Церкви, семьи и школы,  этики СМИ, совместного использования памятников культуры, реставрации памятников, экологических последствий массового выращивания генетически модифицированных организмов и др.    В Рождественских парламентских встречах принял участие митрополит Самарский и Сызранский Сергий.

    В рамках II направления  «Религиозное образование и катехизация в Русской Православной Церкви» в работе совещания Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации с председателям  епархиальных ОРОиК приняли участие протоиерей Андрей Федосов и  Бельчикова Е.П. По результатам совещания представители Самарской митрополии подготовили предложения по развитию деятельности воскресных школ и дошкольных образовательных учреждений на территории Самарской области.

    На научно-практическом семинаре «Немеркнущая звезда  нашего соотечественника преподобного Сергия Радонежского» группа учителей под руководством Арбековой М.М., руководителя духовно-нравственного образовательного центра СИПКРО  поделилась опытом работы по интеграции базовых курсов ФГОС и учебного курса ОПК.  Выступление Евсеевой Т.Я., Лизуновой О.Г., Перепечиной Г.А. (МБОУ СОШ №24 г.о. Самара) на тему: «Горечь опыта в различении добра и зла» (на примере уроков ОПК, литературы и истории) вызвало большой интерес у коллег других регионов.

    В работе Круглого стола «Подведение итогов ежегодного Всероссийского конкурса  в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» приняли участие Бархоткин В.А., методист ОРОиК Самарской и Сызранской епархии, финалист Конкурса — 2013 год и  Макаров В. Ю., руководитель изостудии центра образовательный  «Кириллица» г.о. Самара, координатор регионального этапа Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира».

    Игуменья Иоанна (Капитанцева), настоятельница Самарского Иверского женского монастыря выступила на круглом столе  «Подвижники нашего времени как хранители монашеских традиций» с сообщением  «Духовное наследие старцев Пачаевской лавры».  Материалы данного выступления полезны для учителей, студентов и семинаристов.

    Основополагающий материал для полилога участников секции «Духовно-нравственная культура  в высшей школе» был представлен в выступлении архимандрита Георгия (Шестуна), заведующего кафедрой православной педагогики и психологии Самарской Духовной семинарии, действительного члена РАЕН, доктора педагогических наук на тему «Осмысление цивилизационных основ отечественной культуры в вузе».

    Практический материал, отражающий принципы, содержание и механизм организации совместной деятельности государства и Церкви по поддержке работы детских епархиальных образовательных центров и филиалов, вызвал интерес слушателей. Директор НФ «Детский епархиальный образовательный центр» Матанцева М.А. консультировала участников Чтений, отвечая на многочисленные вопросы. 

    Выступления представителей Самарской епархии были разносторонние и глубокие по своему содержанию. Так, на семинаре «Преподавание практической психологии в духовных учреждениях» после изложения архимандритом Георгием (Шестуном), теоретического обоснования и методологических подходов к построению курса практической психологии были представлены материалы  конкретной реализации обозначенной теории. В частности в выступлениях Подоровской И.А., кандидата психологических наук, доцента кафедры православной педагогики и психологии Самарской Духовной семинарии «Особенности преподавания практической психологии в духовных семинариях»  и Морозовой Е.А., кандидата психологических наук, доцента кафедры «Теологии» Самарского государственного университета путей сообщения «Курс православного семьеведения в духовной семинарии»  были учтены не только теоретические и методологические основы, но и специфика учебного духовного заведения.

    Опыт работы Самарской митрополии был представлен и по другим направлениям, например, «Церковь и казачество: пути воцерковления и сотрудничества» (протоиерей Владимир Загаринский, благочинный  Новокуйбышевского благочиния); «Церковь и взаимодействие с Вооруженными силами и правоохранительными органами» (протоиерей Георгий Козин, благочинный), а так же кураторы-преподаватели на различных секциях Рождественских образовательных чтениях.

    На заключительном пленарном заседании XXII Международных Рождественских образовательных чтениях были вручены награды победителям конкурсов: за второе место во Всероссийском конкурсе в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет Патриаршею награду получила Гундорова Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук,  учитель музыки МБОУ СОШ №124 г.о. Самара; Награды Патриарха были вручены победителям Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» Киселева Анастасия, воспитанница  изостудии «Центр образовательный  «Кириллица» г.о. Самара и Кайгородова Христина, воспитанница  изостудии Исаклинский филиал ДЕОЦ, с. Исаклы.

    Закончили работу XXII Международные Рождественские образовательные чтения, наступает время осмысления и подведения итогов, планирование работы всех образовательных учреждений, структурных епархиальных отделов, приходов.  

Приветственное слово Митрополита Самарского и Сызранского Сергия

 

Ваши Высокопреподобия, Ваши преподобия, уважаемые участники дискуссионной площадки!

     Каждый год в морозные январские дни со всех уголков России  собираются люди, которым не безразлична судьба страны, судьба подрастающего поколения. Надеюсь, что в летописи Рождественских чтений 26 января 2014 года будет отмечен как день — начала совместной деятельности научного сообщества и Церкви. Именно сегодня нам важно понять на каких методологических, теоретических, организационных основах будет строиться модель этого взаимодействия.   

 
   Известно, что начало XXI века ознаменовано обращением ученых и государственных деятелей к духовной составляющей образования. Со стороны государства документально подтверждено, что  Церкви предоставляется возможность участия в реализации основных образовательных программ. Несмотря на то, что права Церкви четко не определены, они накладывают на Нее определенные обязанности (вернее ожидания) в сфере образования. Для устранения несоответствия при разработке нормативно-правового поля  важно определить механизм взаимодействия Церкви с субъектами образования, четко сформулировать и документально зафиксировать права Церкви в этой области.

    Параллельно с принятыми Правительственными документами на территории России стали формироваться первые модели взаимодействия: с органами управления образованием (соглашение о совместной работе), с вузами (открытие межвузовских кафедр, заключение договора с советом ректоров) и другие формы диалога. С целью теологического  просвещения для педагогов организованы Рождественские образовательные чтения, конференции, курсы повышения квалификации (совместно семинария и областной институт повышения квалификации работников образования).  

      Объективно складывающаяся практика теологического просвещения и образования была обсуждена на совещании при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, которое состоялось 28-29 ноября 2012 года. Были четко обозначены проблемы и перспективы развития трехуровневого теологического образования: теологическое просвещение, вузовское теологическое образование и богословская подготовка пастырей в семинарии и академии.

    В российских регионах выстраивается многоуровневая модель теологического просвещения и образования: от дошкольного до дополнительного профессионального образования. В каждой митрополии сложилась система религиозного образования: воскресные школы, гимназии, семинарии (училища). Однако на настоящий момент наблюдается самостийное теологическое образование в отдельных звеньях системы (эта проблема не имеет отношения к семинариям и гимназиям). Как показал анализ  различных учебных пособий курса ОРКСЭ, даже рекомендованные Министерством образования и науки РФ пособия содержат ошибочные утверждения. Для преодоления стихийного подхода к содержанию и средствам обучения и воспитания необходимы разработка и качественная экспертиза программно-методического обеспечения  теологического образования для каждого звена.  

    Подбор содержания и средств обучения и воспитания зависит от принятых методологических подходов и принципов организации процесса теологического образования и просвещения, то есть от научных разработок ученых.  Представители науки внесли свой вклад в консолидацию всех планов жизни человека, а именно биологического и общественного бытия,  духовной культуры, а главное – благодатного бытия.  По словам профессора Виктора Ивановича Слободчикова, религиозная и научная парадигмы исследования человека встретились, чтобы обрести область совместной деятельности и ответить на вопросы о душе и психике, грехе и нравственности, молитве и психотерапии и другие.

    Итак, необходимость подобного диалога (взаимодействия) давно осознается обеими сторонами и реально воплощается в жизни.  Например, богословские воззрения способствовали  дальнейшему развитию теории педагогии и психологии. Были введены новые понятия и подходы: православное понимание личности, православная традиция как онтологическое основание православной педагогики и др.  В процессе научно-религиозного диалога, с одной стороны, происходит духовное обогащение психолого-педагогической и философской мысли, а, с другой стороны, придается действенный характер богословским  воззрениям, в частности в сфере образования, культуры.  Результаты совместной работы ученых и богословов должны оформиться в виде специализированных учебных пособий для студентов педагогической специализации, семинаристов,  педагогов. Монографии и учебные пособия ученых и богословов должны стать настольными книгами педагогов. А они (книги) либо не издаются, либо издаются малыми тиражами (1000 или 2000 экземпляров).

    Развитие технических возможностей, компьютерных технологий привело к изменению стиля мышления детей и молодежи. Создалась ситуация: по существующим моделям обучать не эффективно, а каким требованиям должны отвечать новые модели еще неизвестно. Возникают вопросы: каковы должны  быть модели, технологии,  обеспечивающие реализацию духовно-нравственного потенциала содержания светского и религиозного образования? Каковы должны быть модели обучения педагогических коллективов? Какова должна быть организационно-управленческая модель совместной деятельности ученых и богословов и т.д.  Поиск ответа на поставленные вопросы – это должен быть результат  научно-религиозного диалога.

    Продуктивная реализация моделей образования возможна при условии подготовленных педагогических кадров. В российских школах высветилась проблема профессиональной неготовности педагогов к введению курсов духовно-нравственной направленности. Возникла потребность в подготовке не только будущих теологов, но и гуманитариев широкого профиля, которые будут способны организовать работу по духовно-нравственному  образованию в рамках Федерального образовательного стандарта.  

    Для решения кадровой проблемы школы в Самарской области был создан институт кураторов-священников. Священники, обладая хорошими знаниями в области богословия, испытывают затруднения в области педагогики, методики, несмотря на целенаправленную их подготовку по педагогике и психологии.    Поэтому для формирования педагогической культуры священников разрабатывается программа повышения квалификации совместно с межвузовской кафедрой православной педагогики и психологии. Этот факт – свидетельство целесообразности разработки стратегической линии образовательной деятельности РПЦ.   

   
    Таким образом, на современном этапе необходим диалог между богословием и наукой. Системная организация такого диалога – это главная цель и общая ответственность Церкви и научного сообщества. Первое слово  в создании системного взаимодействия предоставлено нашей дискуссионной площадке. От вашего глубокого осмысления проблемы, научной компетентности, профессионализма и активной позиции зависит характер взаимодействия, содержание, результативность и качество нашей совместной деятельности,  направленной на духовное развитие общества. Одержит ли победу русский человек на пути духовного пробуждения в новых условиях, когда вся мощь так называемых «достижений технического прогресса» встала активным и целенаправленным препятствием на этом пути, с одной стороны, покажет время, а другой стороны, зависит от нас, от того по какой стратегической линии пойдет российское образование.

Призываю на всех вас Божье благоволение!


{gallery}newsimg/Rozd4tenia2014{/gallery}