Методические рекомендации. Урок 3 Священное Писание

Цель занятия:
сформировать интерес к Библии как первоисточнику слова, своду правил и поступков духовно-нравственного человека. 

Задачи урока:

  1. ученики познакомятся с происхождением слова «Библия», его письменным и устным выражением;
  2. узнают о Библии как Слове Божием;
  3. задумаются о важности бережного отношения к слову, книгам.

Советы учителю:
В программе тема третьего урока модуля ОПК сформулирована так: «Священное Писание». Данная тема плавно переходит на следующий урок «Священное Писание и Священное Предание». Поэтому представляется возможным более содержательно рассмотреть «Ветхий Завет» и «Новый Завет». Авторы учебных пособий по данному модулю изменили логику программы. В частности, перенесли данную тему на более поздний срок, сократили количество часов на изучение темы и расширили содержание темы: урок №:5 «Библия и Евангелие» (издательство «Просвещение»); урок №7: «Библия и Евангелие. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий» (издательство «Дрофа»)…

Что привело, во–первых, к нарушению логики восприятия темы учащимися, во-вторых, не четко выстроен материал по Ветхому Завету, вследствие чего, теряется самое главное назначение Библии, как путеводительницы жизни человека, направляющей его к Спасению.

Целесообразно, на данном уроке наряду со Священным Писанием повести разговор о Священном Предании, так как последнее предшествовало Священному Писанию.
На этом уроке важно показать, что Библия – источник знаний о жизни человека во всех ее проявлениях. Не случайно, известные люди планеты особо выделяли Священное Писание и говорили о его значении в жизни человека. «…Мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания…Библия всемирна…Вот единственная книга в мире: в ней есть все» (А.С. Пушкин). «Гибель народу без Божьего Слова, ибо жаждет душа сего слова и всякого прекрасного восприятия» (Ф.М. Достоевский).

На уроке формируется уважительное отношение к слову, книге, Библии, как источнику знаний. Дети рассматривают иллюстрации художественных полотен, иконы, архитектурные сооружения, слушают духовные песнопения, читают классические литературные произведения, отрывки из Библии для детей. Они высказывают свое мнение по предлагаемым ситуациям и вопросам.
Дети рассматривают красочное оформление старинных книг. Выполняют творческую работу: рисунок, рассказ о домашнем чтении Библии.

Информация:
Священным Писанием называются книги, написанные Святым Духом через освящённых от Бога людей, называемых пророками и апостолами. Обычно эти книги называют Библией. (Святитель Филарет (Дроздов).
Под Священным Преданием понимается то, что словом и примером истинно верующие и чтущие Бога люди передают друг другу и предки передают своим потомкам: учение веры, закон Божий, Таинства и священные обряды. Церковь есть хранительница Священного Предания. (Святитель Филарет (Дроздов).
Древнейший и первоначальный способ распространения откровения Божия есть Священное Предание. От Адама до Моисея не было священных книг. Сам Иисус Христос Божественное учение Своё и установления передал ученикам Своим словом и примером, а не книгой. Тем же способом и апостолы вначале распространяли веру и утверждали Церковь Христа. Книгами не все могут пользоваться, а преданием — все (в этом также состоит необходимость Священного Предания).
Возникает вопрос: Для чего дано Священное Писание?
Священное Писание дано для того, чтобы откровение Божие сохранилось более точно и неизменно. В Священном Писании мы читаем слова пророков и апостолов точно так, как если бы мы сами с ними жили и их слышали, несмотря на то, что Священные книги написаны за несколько веков или тысячелетий до нашего времени (святитель Филарет (Дроздов)).
Священное Предание нужно и в наши дни для руководства к правильному пониманию Священного Писания, для правильного совершения Таинств и для соблюдения священных обрядов в чистоте первоначального их установления.
Введена новая рубрика «Вопрос сверстника».
Вопрос предназначен ученикам. Они пытаются ответить своему сверстнику. Затем можно сравнить с ответом священника, ученого, учителя.

Рекомендации по работе с презентацией:
Слайд 3: На данном слайде представлена информация о содержании Библии. На слайде 3 основные направления содержания озвучены голосом.
Слайд 14: Представлено краткое содержание Заповедей Божий. На усмотрение учителя данный слайд можно использовать либо при раскрытии содержания заповедей, либо при обобщении данного материала.
Слайд 17: На слайде представлен один из многочисленных примеров Священного Предания, описывающий факт жизни Божией Матери «Введение во храм Пресвятой Богородицы» (дата празднования – 4 декабря).
Слайд 19-20: На слайдах представлен один из многочисленных примеров Священного Предания, раскрывающий православную традицию вхождения в Великий Пост: прощеное воскресенье. В последнее воскресенье перед Великим Постом священники и миряне просят прощение друг и друга. Можно предложить школьникам рассмотреть фотографии и описать, что они видят на них.
На слайде 19: Патриарх Московский и всея Руси коленопреклоненно просит прощение у всего народа и у прихожан храма Христа Спасителя. На второй фотографии представлена служба Великого Поста, и священник просит прощение у Владыки Сергия (архиепископа Самарского и Сызранского).
На слайде 20: На первой фотографии показан обряд прощения в храме во время Прощеного воскресенья: священники подходят и просят прощения друг у друга. Кроме того, на фотографии видно, как бабушки готовы подойти к священникам для совершения обряда прощения. На второй фотографии две девочки просят прощения друг у друга.
Слайд 21: По поводу различных исторических библейских фактов существуют различные мнения: православные люди верят в их реальность, а скептики (атеисты) опровергают их достоверность. Очень много споров было около Ковчега Ноя (морское судно). Атеисты в свое пропагандисткой работе всегда приводили этот пример как доказательства религиозной выдумки, ссылаясь на невозможность вместить в ковчег «каждой твари по паре». В старших классах ученики познакомятся с обоснованием православных ученых о реальности данного исторического факта. Кроме того, ученые-археологи нашли на вершине горы Арарат останки Ноевого ковчега. На слайде представлены рисунок высадки семьи Ноя их ковчега и радуга как обещание Бога, не посылать на людей всемирный потоп. На слайде представлены фотографии горы Арарат и останки ковчега.
Слайд 24: Вопрос сверстников:
1. А в Библии всё правда? (Вика, 3 кл.).
Ответ:
1. В Библии изложены исторические события, поучения, наставления, как человеку жить по заповедям Божиим. В старших классах вы узнаете о том, что описанные исторические события подтверждаются археологическими раскопками, проводимыми в Израиле, сохранившими памятниками, метеорологическими наблюдениями и другими способами изучения окружающего мира. С одним из примеров археологических раскопов вы познакомились на уроке. Существуют институты, лаборатории по изучению древних свитков, чудес, описываемых в Библии. В Израиле открыт музей «История Библии», где хранятся не только издания Библии, но и доказательства ее истинности (достоверности, правдивости). Поэтому Библию и называют Великой книгой мудрости.

Слайд 25: Подведение итогов урока. Вывод содержит два уровня: библейский (исторический) и современный. Желательно, чтобы ученики высказывали свое мнение с позиций сегодняшнего дня.
Слайд 26: Можно привести высказывания многих известных в мире людей, проживающих как в нашей стране, так и в других странах и континентах. Но, на наш взгляд, прежде всего, необходимо знакомить с мнением наших соотечественников.