СЕМИНАР «КАЗАЧЬИ КЛАССЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

26 февраля 2016 года самарская делегация приняла участие в работе семинара «Казачьи классы в общеобразовательной организации», проводимым ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования».

25 февраля 2016 года состоялось расширенное заседание межвузовской кафедры по вопросу по вопросу корректировки планирования деятельности кафедры на март-май 2016 года.
26 февраля 2016 года самарская делегация приняла участие в работе семинара «Казачьи классы в общеобразовательной организации», проводимым ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования» (СОИРО). Семинар был предназначен для руководителей образовательных организаций, заместителей руководителей образовательных организаций, классных воспитателей Саратовской области.
Самарская делегация в составе Л.А. Грубова, помощника епископа Жигулевского Фомы (Мосолова), Е.П. Бельчиковой, заместителя председателя епархиального отдела религиозного образования и катехизации и Д. Петрова, референта владыки Фомы, прослушав выступления директора МОУ СОШ №18 с углубленным изучением предметов Лисиной У.В, ее заместителя по УВР Новиковой Е.В., заместителя атамана Окружного казачьего общества Саратовской области С.Н. Фролова и других, представила информацию о сложившемся опыте работы в Саратовской области.
На протяжении 8 лет в Саратовской области функционируют казачьи классы. В настоящее время 1600 учеников обучаются в казачьих классах, в частности. в школе №43 г. Саратова 900 учеников обучаются в 35 классах.
Разработана система самоуправления в казачьих классах: атаман школы; несколько заместителей атамана (учащиеся старших классов), старшеклассник-наставник для младших казачат, суд чести, малый казачий круг; утро начинается с построения и развода, отсутствуют утренние и вечерние молитвы… (система управления выстроена по модели А. Макаренко для колонистов).
Интересны мероприятия: «Аллея казачьей славы», встречи с интересными людьми, конкурс «Характер России» и другие.
Привлекательно для родителей: наличие группы продленного дня, личный шкаф у каждого казачка (как в ДОУ), организация внеурочной деятельности: художественный, музыкальный и краеведческий кружки, спортивные секции, курс «История православной культуры», наказание рассматривается как отсутствие поощрения, подведение итогов — вручение штандарта.
Выбор казачьего направления связан с необходимостью увеличить количество школьников в школе, первоначально казачьи классы не принимались на всех уровнях: от родителей до руководящих образовательных структур. Сначала создавался казачий отряд (22 человека), а затем уже при увеличении количества школьников — казачий класс.
Полевые сборы проводятся в лагере. Отрабатываются умения ориентации на местности, элементы рукопашного боя, строевая и т.д.
Подготовлено учебное пособие по образованию и воспитанию в казачьих классах.
Практика обучения на протяжении 8 лет в казачьих классах показала их эффективность в формировании личностных качеств: дисциплинированность, ответственность, уважение к старшим и т.д.
Наряду с положительными сторонами организации образовательного процесса в казачьих классах, выявлены и определенные проблемы. В частности, требуется системное повышение квалификации педагогов казачьих классов, отсутствие программы и УМК по курсу «Основы православной культуры», постоянное отражение на сайте содержания и результаты накопленного опыта в обучении и воспитании детей (казачат), не сформированы требования для внешнего вида педагогов.
В процессе общения с руководством школы, заведующим кафедрой управления СОИРО, заместителем атамана Окружного казачьего общества, были определены формы взаимодействия и обмена опытом как со стороны представителей Саратовской области, так и со стороны — Самарской области.
В частности, самарская делегация предложила коллегам программно-методическое обеспечение курса ОПК, регламентированные права и обязанности куратора-священника, программу повышения квалификации офицеров-воспитателей и педагогов казачьих классов.
Семинар закончился прекрасным выступлением учащихся казачьих классов.

{gallery}newsimg/2016/02/29-2{/gallery}