Совещание с директорами школ городского округа Самара

 

24 сентября 2014 года в Свято-Богородичном Казанском мужском монастыре, село Винновка Самарской области состоялось совещание с директорами образовательных учреждений городского округа Самара. Совещание было проведено под эгидой Митрополита Самарского и Сызранского Сергия и заместителя Главы городского округа Самара И.В. Кондрусева. 
       В совещании приняли участие  170 человек: руководители отделов департамента образования г.о. Самара, руководители епархиальных отделов, руководители школ, кураторы-священники. Участники  совещания обсудили вопросы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, проблемы введения в школы курса «Основы религиозных культур и светской этики»
 

       24 сентября 2014 года в Свято-Богородичном Казанском мужском монастыре, село Винновка, Самарская область состоялось совещание с директорами образовательных учреждений городского округа Самара. Совещание было проведено под эгидой Митрополита Самарского и Сызранского Сергия и заместителя Главы городского округа Самара И.В. Кондрусева.  В совещании приняли участие  170 человек: руководители отделов департамента образования г.о. Самара, руководители епархиальных отделов, руководители школ, кураторы-священники. Участники  совещания обсудили вопросы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, проблемы введения в школы курса «Основы религиозных культур и светской этики». Программа  дана в приложении.
       24 сентября 2014 года в 9 часов утра от второго причала  Речного вокзала на теплоходе отправились 153 (из 160) руководителя школ города Самара во главе с начальником управления начального, основного, среднего полного общего образования и информационного обеспечения департамента образования г.о. Самара Халаевой В.И. и Астаховым Е.Е., консультантом департамента. Их путь лежал в с. Винновка, где располагается белокаменная обитель с 40-ме¬тровой колокольней, которая как маяк возвы¬шается над речным плесом и окрестными леса¬ми. Этот монастырь  — средоточие духовной жизни, центр, к которому устремля¬ются сотни паломников, странников и туристов, прибывающих сюда водными и сухопутными путями. Именно здесь каждый год учителя основ православной культуры повышают свою квалификацию в рамках  Православного университета.  Для педагогов созданы прекрасные условия, в числе которых уникальная библиотека, музей. 
      В актовом зале обители состоялось совещание, которое открыл заместитель Главы городского округа Самара Игорь Викторович Кондрусев. Он заострил внимание руководителей на актуальности духовно-нравственного образования и просвещения, на обязательности выполнения решений, зафиксированных в документах федерального уровня (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт основной школы, Концепция духовно-нравственного развития личности граждан России), где дана целевая установка на духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения. Обратился к документам  регионального уровня  «Программа долгосрочного сотрудничества  министерства образования и науки Самарской области  и Самарской митрополией до 2017 года», где выстроена модель практической деятельности по организации духовно-нравственного воспитания и  развития детей и молодежи.  В своем обращении заместитель Главы г.о. Самара, отмечая большую работу педагогических коллективов по преодолению нравственного кризиса среди молодежи, призвал руководителей школ к конструктивному обсуждению проблем.  
       Архимандрит Вениамин (Лабутин) в своем выступлении отметил положительные изменения, происходящие в обществе за последние годы: в общеобразовательные школы введены на добровольной основе курс «Основы православной культуры» и в обязательном порядке   учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». В учреждениях профессионального образования активизировалось теологическое просвещение. Проведена определенная работа по реализации Программы долгосрочного сотрудничества  министерства образования и науки Самарской области  и Самарской митрополией. Как показала практика  духовно-нравственного образования и просвещения, результативность  этих процессов зависит от множества нерешенных проблем. А поиск путей их разрешения возможен при сотрудничестве  ученых и богословов. 
         

      Далее отец Вениамин обозначил проблемы введения курса ОРКСЭ и пути и подходы к их разрешению. 
       «Первая проблема особенно важная для педагогического процесса – это отсутствие перспективы внедрения курса ОРКСЭ, не разработанность  Концепции  и программ изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» для  средней полной общей школы.
Определенные шаги на этом пути уже сделаны, например, разработан проект Концепции расширения курса ОРКСЭ.  Минобрнауки до 1 ноября 2014 планирует  подготовить предложения по расширению школьного курса основ православной культуры на среднюю и старшую школу — со 2-го по 10-й классы.
     В документах федерального уровня четко обозначена проблема: интегрирование духовно-нравственного воспитания и развития в основные виды деятельности (урочная, внеурочная, внешкольная, общественно полезная деятельность). В этом направлении начали работать школы Самарской области.

       Одну из болевых точек обозначил Патриарх Московский и всея Руси на открытии Рождественских чтений в Москве. «Серьезное беспокойство вызывает ситуация с введением курса Основ религиозной культуры и светской этики в столице, в городе Москве. В Московской городской епархии лишь 23,4% родителей четвероклассников выбрали Основы православной культуры. Это самый низкий показатель по Центральному Федеральному округу. Поступают обоснованные жалобы на то, что многие родители не имеют возможности в полной мере распорядиться правом выбора того или иного модуля для своих детей, включая православную культуру».  Оценивая проблемы свободного выбора модулей в рамках ОРКСЭ в некоторых регионах России, Дмитрий Ливанов подчеркнул недопустимость ограничения свободы выбора модулей ОРКСЭ. «Ни региональные, ни муниципальные власти не должны диктовать этот выбор и тем более оказывать давление на родителей».

      На начало 2014-2015 учебного года аналогичная ситуация наблюдалась и  в Самарской области (24,5%), в городе Самаре (12%). На совещании, которое состоялось 29 августа 2014 года в Самарской Духовной семинарии, была четко обозначена проблема нарушения принципа добровольности родителей в выборе модуля. Среди причин сложившейся ситуации были названы, с одной стороны, слабое  знание администрации образовательных учреждений учебных пособий по модулям  курса ОРКСЭ. Действительно, трудно ориентироваться в таком большом количестве учебной литературы (26 изданий по ОРКСЭ, только по светской этике – 5 учебных пособий, по ОПК – 8 пособий), отсутствие единой программы по курсу. А с другой стороны, руководство школ не использовало возможность получения квалифицированной консультации кураторов-священников.   
     Далее  архимандрит Вениамин подробно остановился на содержательном  анализе учебных пособий. 
 

        Архимандрит Георгий (Шестун) свое выступление посвятил воспитанию верноподданных.  Подробно остановился на неоднозначном  отношении, которое наблюдается в нашем обществе к страстотерпцам, Царской семье, о нераскаянности нашего народа за убийство Помазанника Божьего царя Николая Второго,  раскрыл понятие «верноподданный». Основная часть доклада была посвящена проблемам воспитания этого качества в современных детях. 

       После официальных выступлений были заслушаны мнения представителей системы образования и даны ответы на поступившие вопросы. Четкая программа взаимодействия, представленная  в выступлении Е.Е. Астахова,  вызвала одобрение со стороны руководителей ОУ.
       Позиция департамента образования г.о. Самара по проблемам духовно-нравственного воспитания в школах города и конкретные предложения по организации сотрудничества школ и кураторов-священников  прозвучала в выступлении В. И.Халаевой,  руководителя управления начального, основного, среднего полного общего образования и информационного обеспечения департамента образования г.о. Самара
      Директор МБОУ СОШ №107 С.В. Погодина поделилась опытом работы с родителями  по выбору модуля ОРКСЭ. 
      После обсуждений теоретических и практических вопросов участникам совещания был продемонстрирован  фильм о монастыре. 
       Закончилась официальная часть  совещания выступлением мужского хора семинарии под руководством игумена Никона (Ратникова), проректора  по воспитательной работе СамДС.  Были исполнены духовные песнопения, патриотические и народные произведения. Директора школ были покорены красотой и проникновенностью исполнительского мастерства семинаристов и выразили самые теплые слова благодарности регенту хора , игумену Никону (Ратникову) и исполнителям. 
Монашествующая братия провела экскурсию по обители. Во время экскурсии по монастырю директора школ познакомились с историей монастыря. Основой обители можно считать   церковь в честь иконы Казанской Божией Матери, построенную в 1770 году в селе Винновка. 
В 40-е годы XIX века после пожара перестройка храма стала возможна благодаря графини Анна Алексеевна Орлова-Чесменская, дочери графа Алексея Григорьевича Орлова — выдающегося государственного деятеля и военачальника XVIII века, который командовал русской средиземноморской эскадрой в 1769-1775 годах и в честь разгрома турецкого флота при Чесме 24 июня 1770 года получил почетное добавление к родовой фамилии – Чесменский.  При графине А.А. Орловой-Чесменской были возведены каменные церкви и в других ее крепостных селах, расположенных сравнительно недалеко от Винновки: Переволоках, Екатериновке, Новодевичьем. 
     Руководители школ познакомились еще с одним малоизвестным историческим событием — Чапанное восстание (начало 1919 год), а так же с последствиями гонений на Русскую Православную Церковь в 30-е годы XX столетия, с историей восстановления храма и строительства Казанской обители. 
     Участники семинара полюбовались на золотые, сверкающие  на солнце, купола, сияющий белизной старинный храм, на новые храмы, построенные в Византийском стиле, на черепичные крыши строений, которые напоминают о греческой и византийской архитектурной традиции. В монастыре собрана прекрасная библиотека, в которой коллекция церковной литературы дополнена подборкой книг по истории, литературоведению, искусству. В музее педагогов познакомили с традициями монастырской жизни, историей Самарской области. 
     После осмотра монастыря в храме в честь Преподобного Сергия Радонежского руководители приняли участие в молебне, который совершил митрополит Сергий, ему сослужили архимандрит Вениамин (Лабутин) и протоиерей Димитрий Лескин. 
     В проповеди митрополита Сергия была отмечена стратегическая роль руководителей школ, от которых в основном зависит отношение педагогического коллектива к воспитательной работе, в том числе и духовно-нравственном развитии подрастающего поколения. Владыка заострил внимание на позитивном опыте сотрудничества Самарской епархии с ректорами самарских вузов и высказал надежду на то, что складывающее взаимодействие между школами и кураторами-священниками позволит выстроить стратегическую линию в воспитании детей и молодежи и наполнить жизнь школы конкретными методическими приемами по воспитанию духовной личности выпускников образовательных учреждений. 
     В заключение своего выступления митрополит привел слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, обращенные к членам президиума Российской академии образования: «Очень важно, чтобы в условиях постиндустриальной культуры гармонично развивалась человеческая личность. Духовно-нравственное измерение должно непременно уравновешивать все то, что связано с прагматизмом. В нынешних условиях у нас нет иного пути, как всем миром браться за воспитание современного молодого человек».
     При подведении итогов совещания протоиерей Димитрий Лескин познакомил слушателей с системой непрерывного образования, которая выстраивается в Тольятти: православный детский сад, православная классическая гимназия, гуманитарный колледж, Поволжский православный институт. Им был предоставлен материал о перспективах реализации экспериментальной основной образовательной программы бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» для подготовки молодых учителей к преподаванию курса «Основы религиозных культур и светской этики».
     В итоге участники встречи познакомились с перспективами развития сотрудничества Министерства образования и науки РФ и Русской Православной Церкви в 2014-2015 учебном году по проблемам духовно-нравственного образования детей, обсудили вопросы реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в 2014-2015 учебном году, пути по обеспечению свободного, добровольного, информированного выбора родителями школьников модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях. 
     Колокольным звоном провожали монахи педагогический десант.  
 Фото взяты с сайта Самарской Православной Духовной семинарии

 
 
{gallery}newsimg/vsre4asdirektopami {/gallery}