IV Всероссийский съезд православных врачей «Духовные, социальные и медицинские основы сохранения здоровья»

Митрополит Самарский и Сызранский Сергий открывает съезд Православных врачей.
 
Митрополит Самарский и Сызранский Сергий открывает съезд Православных врачей.3-4 октября 2013 года в  Самаре прошел IV Всероссийский съезд православных врачей. На Всероссийский форум в Самару приехали представители 54 епархий Русской Православной Церкви. На заседаниях съезда присутствовали свыше 1000 человек, среди которых четыре академика, ректоры медицинских учебных заведений, сотрудники департаментов здравоохранения субъектов Российской Федерации, главные врачи лечебных учреждений, врачи, студенты.
 
3 октября молебном в Самарском Иверском женском монастыре начался IV Всероссийский съезд православных врачей «Духовные, социальные и медицинские основы сохранения здоровья населения». А сразу после молебна в здании Самарского академического театра драмы имени М. Горького открылось пленарное заседание съезда православных врачей. Было зачитано приветственное слово съезду Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Губернатора Самарской области Николая Ивановича Меркушкина, министра здравоохранения Российской Федерации Вероники Игоревны Скворцовой, заместитель председателя Правительства самарской области, министр здравоохранения Самарской области Гридасов Геннадий Николаевич.

Открыл съезд православных врачей Митрополит Самарский и Сызранский Сергий. В своем обращении к участникам съезда Владыка Сергий сказал:
— Дорогие участники съезда! Позвольте вас сердечно приветствовать на нашей Самарской земле. Многие конференции, встречи богословской направленности проходят у нас в Самаре. И это не случайно. Ведь Поволжье это большой регион, где активно живут и работают в различных сферах деятельности многие православные люди. Есть среди нас и православные врачи, которые активно участвуют в жизни нашего региона.Сегодня много говорится о духовной составляющей нашего общества. И недавно на Валдае наш Президент Владимир Путин призвал обратить взор к христианской традиции. К сожалению, сегодня многими приветствуется смешение понятий, умаление достоинства человеческой личности, разгул страстей. Все это бывало и раньше, но всегда приводило большие и малые государства, даже Империи, к бесславной кончине. И потому сегодня перед православными в России стоит задача огромной важности. Мы не должны допустить размытости нравственных понятий, потерять различие добра и зла. Это было бы трагедией для всех нас. Дай Бог, чтобы этот съезд выработал верное отношение медицины к Православной вере. К той вере, которая помогала русскому народу выстоять в различных испытаниях.
 

Сейчас в мире идут большие геополитические изменения. Не случайно удары наносятся по семье как главной скрепе общества. А семья должна держаться Православной верой. Нужно оберегать духовное и физическое здоровье нашего народа, способствовать возвращению народа на исторически определенный путь и уклад жизни. Сила духа всегда заключалась в вере. Желаю всем, чтобы каждый на своем месте приносил то единственное, что всегда будет на потребу: милосердие, заботу о ближнем. Божественная любовь пусть коснется сердец всех участников съезда Православных врачей. Бог вам в помощь! Радости, мира и успехов…
 
Далее с докладом выступил Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председатель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви:
— Я хотел бы то время, которое мне предоставили для доклада, посвятить размышлению над одной болезнью. Я думаю, что нам всем известны многие болезни — врачи знают их классификацию, знают причины возникновения тех или иных недугов. Но мы иногда забываем о первопричине всех болезней, которая существует в каждом человеке. О той самой страшной болезни, которой некогда заразилось человечество, которая передается наследственно, из рода в род. О болезни, от которой происходят все другие болезни, болезни тела и болезни души. Страшной болезни, которая ведет в конце концов к смерти тела, а иногда и к смерти души.
 
Самое ужасное, что все знают симптомы этой болезни. Все знают ее опасность. Но большинство не понимает, в чем причина этой болезни. Большинство не знает точного диагноза и поэтому пренебрегает лечением. А ведь лечение от этой болезни есть! Да, это страшная болезнь. Но есть сильнейшее лекарство, которое способно уничтожить эту болезнь. И вот люди, не зная причин этой болезни, часто поступают так, как поступает больной, не знакомый с врачебным искусством. Заболел, — и сразу принял обезболивающее. Снизил таблетками температуру. Но болезнь продолжает развиваться в организме и приводит в конце концов к гибели пациента. Так человек, не знающий корня всех болезней, ищет забытья в удовольствиях, в наслаждении. Верит в осуществление своих мечтаний. Но при этом не уничтожает основу болезни. Я думаю, что вы все понимаете, о какой болезни я говорю. Это болезнь, которая есть во всех нас с вами. Симптомы этой болезни — безрадостность, уныние. Гневливость. Зависимость состояния души от состояния тела. Неумение и нежелание любить. Лживость слов и дел, незнание истины. Безумная гордость, глупое тщеславие. Зависимость от плотских наслаждений. Подверженность болезням тела и души. Необратимое старение тела и, в конце концов, смерть. Мудрые диагносты, глубоко изучившие это заболевание, — Святые Отцы назвали эту болезнь самолюбием. А преподобный Максим Исповедник говорит, что самолюбие это неразумная любовь к чувственности.
 
В человека вложен образ Божий, и он неуничтожим, даже несмотря на нашу подверженность греху. Потому что «Бог есть любовь» (1Ин. 4, 8). И когда Бог создавал нас, Он так замыслил, чтобы нашими отношениями между собой тоже была любовь.
 
Какое есть лекарство от той болезни, которой мы с вами страдаем? Когда человек осознает испорченность своих отношений с другими людьми, когда он понимает, что нужно перейти к милосердию, он ищет нравственные правила, какие-то этические системы (вспомним «моральный кодекс строителя коммунизма» в советское время). Другие ищут выход в разных философских системах. Некоторые люди предлагают «оздоровительный комплекс» магических обрядов: «Если ты сделаешь то и это, получишь счастье, получишь блаженство». Некоторые надеются, что в этом им могут помочь освященные материальные вещества. Моя дочь, когда была маленькой, она меня спрашивала: «Папа, а если каждый день пить святую воду, станешь святым?». Ну, понятно, что это детский вопрос. Но некоторые думают, что только из-за того, что пришел в храм, сразу стал лучше и чище. И сразу изменилась его душа. К сожалению, этого все-таки мало.
Мы должны знать ответ на вопрос, где же лекарство от этой самой страшной болезни, которой мы все больны, от самолюбия. Это лекарство — Сам Христос! Забывают об этом современные люди и думают, что Церковь есть некое сообщество совершенных людей. И когда они видят, что в Церкви такие же грешники, как они сами, то начинают смущаться и думать: нет, все это не правда. Там лицемерие… И священники не выполняют свой долг, и нарушают обеты монахи… Но ведь не мы только составляем Церковь. Мы лишь в Нее входим. И если входим, то с той стороны нашего естества, которая освящается Богом. В Церкви живет Христос — Живой и действующий. Христос умерший и Воскресший. Христос любящий нас и готовый каждому протянуть руку помощи.
 
Мудрые слова двух Архипастырей — Митрополита Сергия и Епископа Пантелеимона — высоко подняли планку последующих дискуссий на съезде Православных врачей.
 
Следующим выступающим стал председатель Общества Православных врачей России академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор, директор НИИ пульмонологии ФМБА России (Москва) Александр Григорьевич Чучалин.
 
По традиции, в день торжественного открытия съезда состоялось вручение Почетных грамот Всероссийского общества Православных врачей тем врачам и медицинским работникам, которые трудятся в том регионе, где проводится съезд. Более пятнадцати самарских врачей в этот день получили почетные награды. В их числе был и руководитель Медицинского отдела Самарской епархии, председатель самарского отделения Общества православных врачей протоиерей Андрей Рузянов, врач по светской специальности. Он поблагодарил всех приехавших в Самару на съезд православных врачей из других регионов и пожелал съезду успешной плодотворной работы.
 
{gallery}newsimg/sezdvrahei/EZhevak{/gallery}
 
Фотографии Екатерины Жевак
 
3-4 октября на базе санатория «Волга» состоялись заседания круглых столов. Во время работы круглых столов поднимались многие животрепещущие проблемы, отвечающие на ожидания широкой аудитории. Например, на съезде звучали выступления специалистов, посвященные так называемому «методу Кравченко». В выступлении Н.А. Соколовой (г. Москва) звучало предупреждение: «Ничего общего не имеет навязываемая ею система и с именем Священномученика Серафима (Чичагова)». Православные врачи высказались о системе Кравченко как об оккультной, включающей в себя некоторые  элементы системы Малахова, который к Православию не имеет никакого отношения. Господь вновь показал нам на нашу непросвещенность и неумение работать с информацией. 
 
С интересным сообщением выступил протоиерей Сергий Филимонов из Санкт-Петербурга, доктор медицинских наук, оперирующий ЛОР-хирург, профессор Военно-медицинской академии. В своё время он основал общество Православных врачей, которое начало свою работу в Петербурге и распространилось на всю Россию. 
 
Большим авторитетом пользуется академик РАМН Александр Григорьевич Чучалин. В своем докладе он спокойно, компетентно, доказательно произносил очень нестандартные суждения. Например, он оправдывал и призывал реабилитировать в глазах общественности тех самых «убийц в белых халатах», как их называли в сталинские годы, которые были арестованы по нашумевшему «делу врачей». Много усилий он приложил к тому, чтобы реабилитировать оклеветанного и безвинно арестованного лечащего врача Максима Горького Дмитрия Дмитриевича Плетнёва.
 
Особый интерес вызвал доклад члена исполкома Общества Православных врачей, профессора, заведующей кафедрой биомедицинской этики РНИМУ им. Н.И. Пирогова Ирины Васильевны Силуяновой. Ее специализация — биоэтика и медицинская деонтология. Это наука о должном поведении и мировоззрении врача. 
Конечно же, Православные врачи не могли оставить в стороне такое страшное явление, как аборты. Докладчики предложили (и это предложение вошло в резолюцию съезда), чтобы в обсуждаемом проекте Закона о здравоохранении были убраны слова «женщина имеет право на аборт». Она не имеет права такого! Она лишь имеет право на свой выбор, а права на аборт у нее нет. По современному Российскому законодательству женщина может распоряжаться своей жизнью, жизнью своего нерожденного ребенка по своему усмотрению, но это не должно называться правом. И это не игра слов. Права дает государство. Право женщине на аборт государство не должно давать. Оно должно давать только право на выбор, при этом указывать, что ответственность за этот выбор целиком ложится на женщину. 
 
То же и в отношении технологий ЭКО  (так называемого экстракорпорального оплодотворения), и суррогатного материнства. Эти люди должны подвергаться церковному прещению.
По мнению участников съезда, врач, который делает аборт, должен быть подвергнут церковному прещению.
В докладе иеромонаха Антипы (Авдейчева) были рассмотрены проблемы просвещения медицинских работников по волнующим их вопросам. Для оказания методологической помощи в этой работе им написана и издана совместно с известным в Поволжском регионе профессором Борисом Львовичем Мовшовичем книга «Православная холистическая (целостная) модель здоровья». Сейчас создается епархиальный сайт «Милосердие-онлайн». 
В выступлении старшего преподавателя кафедры биомедицинской этики РНИМУ им. Н.И. Пирогова (Москва) Льва Бруновича Ляуша был затронут вопрос донорства. 
 
Минздрав России представил на обсуждение проект нового федерального Закона о трансплантологии. В Православной этической традиции никогда не шла речь о том, что нельзя жертвовать собой во имя спасения жизни человека, напротив: «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Свидетельством этической ценности самопожертвования является сама жертвенная смерть Спасителя. Для человека самопожертвование — это сознательное и добровольное действие и поэтому исключает любое внушаемое воздействие и насилие. Превращение такой жертвы в норму или правило, или в новый критерий гуманности есть вид нравственного насилия. Принципиально по вопросу своего отношения к донорству Церковь высказалась в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых в 2000 г. на Архиерейском Соборе. В этом документе сказано, что условием правомерности и нравственной приемлемости изъятия органов является добровольное прижизненное согласие донора. Если волеизъявление потенциального донора неизвестно врачам, они должны выяснить волю умершего, обратившись к его родственникам. Такого рода дарение или завещание не может считаться обязанностью человека. Церковь не поддерживает так называемую презумпцию согласия (когда не требуется согласия родственников) потенциального донора на изъятие органов из его тела (после смерти), которая содержится как в действующем законе о трансплантации, так и в представленном законопроекте.
 
Планируемое введение «Регистра прижизненных волеизъявлений граждан о согласии или несогласии на изъятие их органов после смерти» — базы данных, куда может быть занесена информация о прижизненном волеизъявлении (согласии или несогласии) гражданина, позволяет еще при жизни зафиксировать свое согласие или отказ быть донором. В случае смерти человека врачи проверят, нет ли его в Регистре, что позволит соблюсти волю умершего человека.
 
В законопроекте говорится, что врачи должны не позднее одного часа с момента смерти сообщать родственникам о факте смерти близкого, однако ничего не сказано о том, что врачи обязаны при этом сообщить родственникам об их праве в течение двух часов после смерти их близкого заявить об отказе от изъятия органов умершего, а если отказа в течение этого времени не будет, процедура изъятия органов может быть начата. Не сказано, что делать, если телефон в медучреждении будет занят, или где искать ночью или в выходной день главврача или нотариуса, чтобы оформить несогласие на изъятие органов.
 
Закон о трансплантологии разрешает детское посмертное донорство. Авторы закона утверждают, что изъятие органов у умерших детей совершается только с согласия родителей (презумпция несогласия). Однако в самом тексте закона эта норма выражена иначе: если ребенок умирает в больнице, одному из родителей сразу же сообщают о смерти и спрашивают согласие на изъятие органов. Но если в течение двух часов после смерти ребенка родитель ничего не ответил на вопрос о согласии на изъятие органов (представьте, какой шок он испытал от известия о смерти своего ребенка!), не сказал, что он не согласен на изъятие, врачи начинают процедуру трансплантации. Важно подчеркнуть: в законе не сказано, что врач обязан сообщить родителю и то, что если он (родитель) или не ответит ничего, или не выразит свое несогласие на изъятие в течение двух часов, то органы умершего ребенка заберут.
 
В законе написано, что достаточно спросить согласие на изъятие органов только у одного родителя. А что делать, если один родитель согласен, а другой нет, — это создаёт предпосылки к возникновению конфликтных ситуаций, возможно, даже — разрушению семьи.
На наш взгляд, требуется дальнейшая работа по устранению недостатков законопроекта о трансплантации, а также изучение и выработка богословской позиции по ряду вопросов, связанных с регулированием
 
Особый интерес у академиков и студентов вызвала работа Молодежной трибуны. Под руководством проректора СамГМУ Т.А. Федориной на базе Самарского государственного университета была проведена Молодежная трибуна: «Волонтерское движение как общественное противодействие асоциальным явлениям в молодежной среде, молодежное добровольчество и милосердие». Организаторы: Захарова Елена Владимировна, к.м.н., доцент, заведующая кафедрой общей психологии и социальной работы, 
Аникина Валентина Петровна, к.и.н., доцент, заведующая кафедрой социально-политических наук, Самарский государственный медицинский университет (Самара).
Своим опытом волонтерской работы поделились студенты и преподаватели Самарского государственного медицинского университета, Самарского государственного аэрокосмического, Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, Международного института рынка и др. 
 
 
{gallery}newsimg/sezdvrahei/izstati{/gallery}