12 марта 2015 года состоялись литературные встречи «Художественная литература в контексте Православной цивилизации»

«Художественная литература в контексте Православной цивилизации»
Время проведения: 12 марта 2015 года, 13.00
Место проведения: актовый зал Самарской Православной Духовной семинарии (ул. Радонежская, 2)

Программа

  1. Приветственное слово
    Митрополит Самарский и Сызранский Сергий
  2. Православная цивилизация: духовные ценности
    Архимандрит Вениамин (Лабутин), председатель отдела религиозного образования и катехизации Самарской и Сызранской епархии
  3. Духовно-нравственная составляющая творчества самарских писателей
    Громов Александр Витальевич, председатель Самарской писательской организации, главный редактор литературно-художественного журнала «Русское эхо»
  4. Русская литература – воспитатель души человека
    Протоиерей Николай Агафонов, член Союза писателей РФ
  5. Свободный микрофон
  6. Концерт мужского хора Самарской Православной Духовной семинарии
    Регент игумен Никон (Ратников)

С приветственным словом к участникам семинара обратился митрополит Самарский и Сызранский Сергий. Он обратил внимание учителей на то, что в условиях современных событий в мире, когда обострилось идеологическое и экономическое противостояние Запада под эгидой США по отношению к России, нам необходимо вернуться к нашим историческим и культурным истокам, которые заключены в Православии.
Трагедия, происходящая сейчас на Украине, наглядно показывает до какого состояния может дойти народ, забывший о своей истории и культуре. Народ становится толпой, фанатичной и беспощадной. Мы также должны понимать, что «Украинский майдан» — это репетиция сценария мировых держав, который они хотят применить и в России.
Россия ненавистна Западу потому, что она не хочет быть такой «как все», а остается верной своим Православным ценностям. Поэтому острие атаки направлено против духовно-нравственного состояния народа. Вам, учителям русского языка и литературы, известна западная политическая стратегия: чтобы уничтожить народ, надо лишить его родного языка. На современном этапе она была детально разработана в доктринах Аллена Даллеса и Збигнева Бзежинского.
Из ветхозаветной истории нам известно, что несмотря на рассеяние евреев по всему миру, еврейский народ не ассимилировался с другими народами, не исчез в небытие. Потому что он сумел сохранить свой язык, а, следовательно и самобытность.
Борьба за сохранение чистоты русского языка приобретает сегодня практическое значение. К сожалению, мы видим, что у нашей молодежи значительно снизился уровень общего образования. На смену книгам приходит компьютер, происходит массовое зомбирование молодежи средствами ТВ и радио, активно навязываются чуждые русскому народу потребительские ценности. На смену русскому языку приходит сленг, а то и просто – сквернословие. Выпускники школ не могут написать сочинение, так как не знают русского языка и литературы.
В результате утрачивается духовная связь с исторической Россией. Происходит утрата веры, что является трагедией. Важно самим понять и донести до учеников значимость веры и православной цивилизации.
Мы не даем детям того, что должны давать. Главное – помочь им осознать свое Божественное начало, что человек есть образ Божий.
Возьмем, к примеру, многими восхваляемый «Черный квадрат» Молевича. Оставив в стороне его «художественные достоинства», подумаем что он дает человеку: пустота, бездна. Теряется ощущение отечества, семьи, патриотизма, которые связаны с любовью и жертвенностью.
Здесь мы должны в полной мере задействовать тот духовный потенциал, который пронизывает всю русскую литературу. Поэт в России больше, чем поэт. Он – пророк, который обличает человеческую греховность и побуждает жить достойно и праведно.
Владыка пожелал учителям успехов в их труде.

В своем выступлении председатель отдела религиозного образования и катехизации Самарской и Сызранской епархии архимандрит Вениамин (Лабутин) обратил внимание собравшихся на понимание истории как диалога Бога и человека. В основе исторического процесса лежат религиозные ценности. Без них народ исчезает.
Русь, переняв у Византии православную цивилизацию в 988 году, стала ее восприемницей, а с 1453 года – и хранительницей, положив в основу жизни и культуры Евангельские ценности.
Докладчик обозначил основные ценности православной цивилизации: обожение, покаяние, целомудрие, соборность. Для России смирение – это крестоношение (освобождение через Крест).
Ценностный выбор Руси, крестившейся при Великом и равноапостольном князе Владимире, был выбором Божественной правды. И, несмотря на то, что в реальной жизни эта Правда омрачалась многими грехами, она оставалась идеалом, к которому стремились, национальной ценностной доминантой, выраженной словами «Святая Русь».
Архимандрит Вениамин особо подчеркнул, что все творчество гениев русской литературы А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского и других покоится на этих ценностях. Нельзя безнаказанно разрушать целостность человека, в котором все должно быть прекрасно и гармонично. Нельзя оправдывать грех и не стремиться к покаянию и примирению с Богом.
2015 год объявлен Годом литературы в Российской Федерации. В рамках тематического Года особое внимание можно было бы уделить развитию навыков литературного творчества у подрастающего поколения, стимулированию интереса к серьезному чтению. Необходимо знакомить нашу молодежь как с замечательными памятниками древнерусской литературы, с произведениями писателей-классиков, так и с творчеством современных литераторов.

Громов Александр Витальевич, председатель Самарской писательской организации, главный редактор литературно-художественного журнала «Русское эхо» в своем выступлении обозначил проблему Духовно-нравственной составляющей творчества самарских писателей. В частности он остановился на вопросах ответственности писателя за свое творчество. Каждый писатель, беря в руки перо, должен четко знать, что он хочет сказать людям. И стремиться в своем творчестве соединять земное и небесное, т.е. говорить о непреходящих ценностях.

Протоиерей Николай Агафонов – православный писатель.
Показал роль русской литературы как воспитателя души человека. Хорошая литература – это та, которая сделала человека хоть немного лучше. Наша русская литература была при советском, атеистическом времени единственным источником православной жизни в России.
Литература воспитывает нас. Потому что Церковь, в свою очередь, воспитала этих писателей. Церковь по-прежнему воспитывает нас, учит нас тем ценностям, которые впитывал в себя Пушкин много лет назад и которые, как видим, стихами отозвались в его душе, а через него и в нашей. Да, в биографиях наших классиков очень много спорного. Многие писатели отходили от религиозной практики, однако они не могли отойти от себя самих.
Говорит наш народ: «Христос воскресе»!- потому что говорили это наши русские писатели, наша русская классика. Она воспевала Христа воскресшего, однако до этого говорила о Христе страдающем. Мы читали это в произведениях классической литературы, не всегда на уровне разума, однако душой воспринимая заложенные там евангельские мысли. А душа наша работала, и слово Божье прорастало в нас.

{gallery}newsimg/01_2015/06042015{/gallery}