Ключевые тематические направления и возможные темы творческих работ конкурса «Лето Господне»

Ключевые тематические направления и возможные темы творческих работ Международного детско-юношеского литературного конкурса им. И. Шмелева «Лето Господне» *

 

  1. Священное Евангелие как основание русской литературы.

 

Образ Евангелия в творчестве русских писателей. Евангельские мотивы в классических произведениях. Стихотворное переложение псалмов в русской поэзии. История Церкви и жития святых как основа для литературного творчества. Заповеди блаженства в литературных произведениях.

Священное Писание издавна стало источником вдохновения многих русских писателей и поэтов. В нём, независимо от глубины своей веры, писатели заимствовали образы и сюжеты для своих художественных посланий. Библейским героям в русской литературе посвящены отдельные произведения, в которых авторы стремятся осмыслить поступки героев священных текстов, особым образом поэтизировать образы или передать глубину нравственного падения. Порой, чтобы правильно понять то или иное произведение русской классики, нужно его изучать с Библией и Евангелием в руках.

  1. «Не в силе Бог, а в правде».

К 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского.

Александр Невский и цивилизационный выбор Руси – между востоком и западом. Традиции русского воинства и память святого князя Александра Невского. Ледовое побоище в литературе и изобразительном искусстве. Выбор веры, как основа самобытности Святой Руси. Древние города России и память Александра Невского.

Кто может чётко и достоверно представить себе внешность русского князя, жившего восемь веков назад? Цвет волос, рост, тембр голоса? Ни одной неопровержимой черты. Отчего же тогда при одном упоминании его имени в каждом из нас возгорается радостное восхищение? Святой праведный князь Александр – воплощение православного воинства, мужества, силы и доброты. Вот отчего и великая Невская битва, и победоносное Ледовое побоище так невероятно значимы для каждого из нас. Защита Отечества – призвание, которому следуют многие и многие поколения русских людей как раз от XIII столетия, напоённого до краёв светлой славой Александра Невского.

III. «Красота спасёт мир».

К 200-летию великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского.

Евангельские мотивы в творчестве Достоевского. Совесть, как главный герой произведений Достоевского. Падение и восстание героев Достоевского. Сострадание и милосердие в творчестве Достоевского. «Маленькие люди» великой России. Позднее славянофильство: раздумья Федора Михайловича о Христе на Руси и на Западе. Пророчество Достоевского о пути России.

В русской словесности, по счастью, есть имена всемирные, давшие пищу для размышлений сотням тысяч людей из разных стран. Иные переживают прозу великого Достоевского как увлекательный психологический триллер, восхищаясь отвагой писателя сводить вместе совершенно отчаявшихся и бьющихся в тенетах гордыни персонажей. Но самым внимательным и чутким русским людям будет неизменно дорог именно тот Достоевский, что, моделируя траектории судеб, неизменно сожалеет о вечных путаниках, предвидит их падение, предупреждает о нём, и горестно и светло зовёт их – и нас! – вернуться обратно, ко Христу.

  1. «Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли».

К 130-летию со дня рождения писателя Константина Георгиевича Паустовского.

Служение добру и человеку в творчестве Паустовского. Портреты выдающихся деятелей литературы и искусства. Размышления о «Золотой розе». Размышления о жизненном пути писателя. О любви к Родине в рассказах Паустовского. «Москва Златоглавая» в творчестве Константина Паустовского. «Тонкая проза» – размышления о вкладе К.Г. Паустовского в развитие русской литературы.

Мастер пейзажа, Константин Паустовский уверенно владеет и искусством психологических описаний. Тончайшие чувства, малейшие движения человеческого сердца, едва приметные волнения души возбуждают с особой силой его авторское внимание. Он описывает их с такой же любовью и с такой же тщательностью, с какой зарисовывает розовые облака в закатный час или лесную чащу в предчувствии грозы… Он видит счастливой, цветущей нашу страну, художественное зрение помогает ему находить в обыкновеннейших явлениях природы, в привычной смене времен года, в ясной и бесхитростной жизни животных, так же, как и в сложной, многообразной, действенной жизни человека, не замечаемые многими другими глубину, значительность и прелесть. Не отрываясь от действительности, он романтически воссоздает живую жизнь и живую природу.

Замечательный портретист, он работал с необыкновенной легкостью и еще в молодости своей создал множество произведений, в которых запечатлел чуть ли не всех именитых людей своего времени и, кроме того, десятки безвестных купцов, моряков, женщин и детей, чиновников и крестьян. Каждый портрет его давал законченный, отчетливо и ярко выраженный внутренний облик человека. Не только лица писал он, но и обладал удивительной способностью выражать во внешнем облике мир внутренний, скрытый, душевный.

У Паустовского есть своя стройная философия природы. Во всех произведениях своих он убедительно иллюстрирует ее основательность и правоту. (А. Эрлих)

  1. «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни».

К 85-летию со дня рождения писателя Валентина Григорьевича Распутина.

Русское содержание «Уроков французского». Деревня в творчестве В.Г. Распутина – умирающая, но не сдающаяся. Совесть и правда. Мудрость доброты. Размышления о силе русского слова. Писатели-почвенники как авангард духовного возрождения России. Духовное осмысление событий современности.

Он человек, которого полюбили и Восток, и Запад как русского человека, спасителя мира. В силе своей прозы он неподражаем. Как назвать стиль его письма, манеру? Непонятно. Всякие критики тут бессильны. – «Как я пишу? Никогда ничего не выдумываю. Просто вспоминаю».

Его проза на вершине русской классики. Она – итог не только трехсотлетней истории русской литературы, больше, она захватывает ещё и устный период словесности. Но что главное – его проза – это ещё и прорыв к новым пространствам русского слова. Это пространство в заботе о спасении человека. От первородного греха. «Адам, где ты?» – воззвал Бог. И возвращение человека к Богу – это и есть его главная цель. А для русского слова – возвращение к его главному назначению – служить достижению этой цели.

Вера Православная помогала ему сохранять великую скромность… и одновременно питала несгибаемую твердость в отстаивании позиций, когда дело касалось вопросов русской культуры, русского самосознания, русской самобытности. (Владимир Крупин)

 


* По любому из направлений тема может быть сформулирована автором самостоятельно